Аутсорсинг или аутстаффинг

Аутсорсинг или аутстаффинг

Аутстаффинг и аутсорсинг приобретают в России все большую популярность. Исполнительный директор Kelly Services Юрий Ефросинин рассказал, в чем разница между услугами, какие проблемы они решают, в каких случаях нужен аутстаффинг, а в каких — аутсорсинг

Как работают услуги:

Аутсорсинг

Компания-клиент передает бизнес-процессы, технологии и сотрудников под управление компании-поставщику, при этом поставщик берет на себя полную ответственность за результат работы. В аутсорсинг можно передавать:

бизнес-функции внутри подразделений — административного отдела, отдела закупок, отделов продаж или отдела маркетинга,
целые бизнес-процессы на производстве, в логистическом блоке, в продвижении и продаже продукции.
Задачи, за которые отвечает провайдер, прописываются в контракте и оцениваются по ключевым показателям и уровню сервиса (SLA), также в контракте может быть прописана система бонусов и штрафов за выполнение задач.

Наиболее часто передаваемые функции — административные задачи на ресепшен, курьерская доставка, кофе-леди, управление почтой, расчет зарплаты и компьютерное делопроизводство, кейтеринг и уборка помещений. Довольно часто в аутсорсинг передаются услуги мерчендайзинга, контактные центры, управление складом или аутсорсинг производственных линий.

Аутстаффинг

Компания-заказчик выводит персонал за штат и переводит его в штат агентства — поставщика услуги. При этом руководить персоналом продолжает компания-заказчик, а значит, и ответственность за результаты работы остается на ней. Компания-поставщик, в которую выводится персонал, отвечает только за кадровое администрирование и выплату заработной платы. Не нужно путать аутстаффинг с набором временного персонала в агентстве, весь аутстаффинговый персонал работает в компаниях-заказчиках и может быть уволен, когда в нем не будет потребности.

Использование аутстаффинга ограничено законом (ФЗ 116):

поставщик услуги должен быть аккредитован;
нельзя использовать временных сотрудников во время забастовок, приостановления работ или когда вводится режим неполного рабочего времени;
с помощью аутстаффинга нельзя нанимать сотрудников для работы на производстве в условиях повышенной вредности (3–4-й степени) и на опасных объектах (класс I—II);
нельзя использовать заемный труд более девяти месяцев, но и для этого срока должны быть обоснования, например сезонный рост производства или вывод новой продукции на рынок.


Преимущества разных решений

Аутсорсинг

Услугу аутсорсинга стоит применять, когда компания понимает, что самостоятельное управление той или иной функцией на предприятии требует слишком много внимания и ресурсов и выгоднее передать управление внешнему поставщику услуг.

Например, у компании-аутсорсера есть клиент, в административном отделе которого работают более 30 сотрудников: секретари, курьеры, кофе-леди. Основной персонал — молодые люди 22–25 лет, они работают на этих позициях до окончания вуза, а потом находят должности по специальности и уходят из компании. Как следствие, текучка такого отдела достигает 25–30% в год. Это значит, что компании нужно регулярно подбирать новых сотрудников, обучать внутренним требованиям и инструкциям, контролировать их работу. Чтобы не отвлекаться от более важных бизнес-процессов, компания может передать всю рутинную работу компании-поставщику. Для этого нужно провести тендер и выбрать аутсорсера, который будет управлять функцией в офисе клиента.

Другой пример — компания хочет передать в аутсорсинг контактный центр, прием входящих звонков от клиентов и проведение исходящих звонков для контроля качества сервиса. Чтобы самостоятельно содержать такую функцию в своем штате, компании нужно управлять тренерами, контролерами качества, рекрутерами и супервайзерами. Кроме того, необходимо регулярно инвестировать в технологическую платформу контактного центра. Чтобы не раздувать свой штат и не отвлекать внимание менеджеров, контактный центр можно передать на аутсорсинг. Компания-поставщик будет отвечать перед клиентом за уровень сервиса, количество и качество принятых звонков, сроки проведения опросов удовлетворенности клиентов.

Решения об аутсорсинге, как правило, носят стратегический характер и принимаются на срок больше года. Выбирая поставщика аутсорсинга, клиент рассчитывает получить экспертизу в управлении функцией, гибкость ресурсов, которые поставщик может выделить для клиента, и, конечно, экономию затрат.

Аутстаффинг

Услуга аутстаффинга дешевле, при этом она позволяет не увеличивать штат своих сотрудников. Это важно для тех компаний, где прибыль и издержки рассчитываются отдельно на каждого работника. Нужно понимать, что при аутстаффинге компания-клиент управляет функцией сама и не может рассчитывать на внешнюю экспертизу.

Аутстаффинг часто используют как тактическое решение, чтобы дать поставщику возможность изучить бизнес-процессы и перевести функцию в полный аутсорсинг. Это происходит, когда у компании-поставщика нет экспертизы и достаточного опыта управления конкретной функцией, и она принимает в свой штат сотрудников клиента по аутстаффингу. Как правило, такой период может занимать от шести до 12 месяцев, за это время агентство-поставщик должно прописать все бизнес-процессы и начать управлять ими самостоятельно. Такая стратегия позволяет сохранить сотрудников и обеспечить непрерывность бизнес-процессов.

Использовать аутстаффинг могут самые разные компании:

производители автомобилей в период запуска новых моделей и изменения объемов продаж;
производители товаров народного потребления в период запуска продукции в подарочной упаковке;
мобильные операторы для запуска нового тарифного плана.
Что мешает российскому бизнесу применять аутсорсинг

В мире чаще используют аутсорсинг, чем аутстаффинг, потому что аутсорс снимает с клиента ответственность за неключевые функции и помогает менеджерам компании сфокусироваться на стратегических задачах. В России аутсорсинг применяют чаще в международных компаниях, использование аутсорсинга на локальных предприятиях ограничено тремя основными факторами:

устаревший подход — «хочешь сделать хорошо, сделай сам»;
приоритет краткосрочных бизнес-решений перед долгосрочным планированием, в то время как аутсорсинг — стратегическое решение;
на российском рынке мало сильных поставщиков аутсорсинга и профильной литературы на русском языке, не систематизированы профессиональные знания и практический опыт применения аутсорсинга.
«Аутсорсинг в стратегии современного бизнеса»

Ассоциация стратегического аутсорсинга «АСТРА» издала учебник «Аутсорсинг в стратегии современного бизнеса». В подготовке материалов издания приняли участие эксперты из таких компаний, как Kelly Services, «Северсталь», «Атос», «СберСервис», BDO Unicon, IXcelerate, ФБК Grant Thornton.

В учебнике подробно разобраны особенности применения разных решений и их отличия, приведены примеры использования аутсорсинга на практике, даны рекомендации о том, как эффективно применять аутсорсинг в России.

Источник: РБК.