Бесплатно и эффективно: как работает моральная мотивация

Бесплатно и эффективно: как работает моральная мотивация

Немотивированного сотрудника на работе не удержит высокая зарплата, а проблемы в семье менеджера могут повредить всей компании. Эксперт Kelly рассказала, зачем повышать моральную мотивацию работников и как не допустить типичных ошибок


Мотивация: материальная или моральная

На современном рынке труда гораздо выгоднее удержать ценного сотрудника, чем искать нового и тратить время на адаптацию. По данным опросов Kelly, на первом месте у работников стоит материальный фактор — ежегодное увеличение зарплаты. Однако этот инструмент производит краткосрочный эффект: работник, которого пытаются удержать только повышением зарплаты, все равно уйдет из компании не позднее чем через год. Моральная мотивация помогает не просто удерживать, но и стимулировать сотрудников к эффективной работе без больших материальных затрат для компании.

Корпоративные ценности

Еще на этапе подбора персонала важно понять личные ценности работника. Если они совпадут с корпоративными ценностями компании, сотрудники будут заинтересованы в результатах работы.

В компании необходимо определить noble purpose — высшую благородную цель для всех сотрудников. Например, работая в агентстве по подбору персонала, каждый консультант открывает для соискателей новые возможности и меняет их жизнь к лучшему.

Например, одна крупная российская компания долгое время стремилась стать лидером рынка и смогла этого достичь, только когда объединила свои корпоративные ценности с ценностями сотрудников. Для этого нужно было проанализировать команду и полностью изменить работу топ-менеджеров. Теперь руководители не просто провозглашают ценности компании во время собраний, но действительно следуют им, мотивируя сотрудников личным примером. Одна из таких ценностей — открытость и доступность коммуникации сотрудников на всех уровнях, поэтому один из топ-менеджеров раз в неделю приходит на работу на час раньше, чтобы каждый работник мог лично с ним пообщаться.

Ожидания и реальность

Согласно исследованию Kelly, главная причина увольнения сотрудников — неоправданные ожидания. Поэтому компании, которые делают ставку на моральную мотивацию, не могут ограничиваться ежегодным внутрикорпоративным исследованием удовлетворенности работников. Лидеры должны добиться того, чтобы сотрудники были не просто удовлетворены, а счастливы, потому что только такие будут максимально выкладываться на работе.

Ежегодный обзор работы каждого сотрудника (Performance Review) — это не просто обзор KPI и данных по прибыли и обороту, а глубокий анализ личностных приоритетов, беседы с работниками. По итогам таких встреч сотрудники могут переходить на новые, более подходящие им проекты, где будут работать эффективнее, потому что интересные сложные задачи остаются ключевым мотивирующим фактором.

Мотивация для семьи

Важно учитывать обстановку в семьях сотрудников, особенно руководителей. Одна крупная FMCG-компания искала топ-менеджера для своего расширения в регионы. И в результате нашла подходящего кандидата, который был мотивирован на работу, но когда пришло время переезжать в Новосибирск, чтобы открывать новое производство, вдруг внезапно отказался. Сам он был замотивирован на новый проект, но жена оказалась против переезда. Менеджер очень дорожил браком, поэтому решил уйти из компании, проработав всего несколько месяцев. Из-за невнимания к личной ситуации претендента компания потеряла время и деньги.

Корпоративная культура

Успех компаний во многом зависит от умения привлечь в команду специалистов, способных на эмпатию и сотрудничество. Эмпатия позволяет сотрудникам уважать мировоззрение друг друга, а сотрудничество разнопрофильных команд внутри и за пределами компании помогает успешно внедрять инновации, строить отношения с клиентами и повышать эффективность работы.

Согласно глобальному исследованию KGWI, в Европе для работников важны такие факторы моральной мотивации, как:

  • сфера бизнеса компании,
  • гибкий график работы,
  • работа в экологически чистом месте,
  • личность руководителя, атмосфера сотрудничества,
  • инновационность и технологичность компании.

Россияне отличаются от европейцев по мотивации, при этом гибкий график работы и дистанционная занятость их тоже привлекают. Трудоголизм 2000-х сменяется стремлением к балансу между работой и личной жизнью. Исследование Kelly показывает, что этот фактор крайне важен для 57% миллениалов (родившихся с 1977 по 1995 год) и 61% беби-бумеров (с 1946 по 1964 год).

Автор: Наталья Курантова
директор по работе с ключевыми клиентами Kelly

Оригинал статьи на РБК.PRO