Проблемы и риски компании в учетной и налоговой функции – кто сможет всё решить здесь и сейчас?

Проблемы и риски компании в учетной и налоговой функции – кто сможет всё решить здесь и сейчас?

Последнее время бизнес сталкивается с огромным количеством задач, направленных на формирование новых процессов работы в дистанционном режиме и адаптации к изменяющемуся миру.

Консультанты финансовой практики кадрового агентства Kelly провели детальное интервью с различными категориям экспертов:

  • менеджеры ведущих консалтинговых компания в сфере аудита и налогов – 20 человек
  • владельцы компаний и генеральные директора – 10 клиентов, представляющих малый, средний и крупный бизнес

Мы структурировали проблемы и риски, с которыми сталкиваются компании в текущее время.

Работа с противоречивыми нормативными актами, требованиями, контролирующих органов в режиме 24/7:

С одной стороны нужно выработать тактику защиты компаний от рисков текущем режиме, с другой стороны дистанцироваться от проблемы, смотреть стратегически в будущее моделировать риски с учетом финансовой стратегии компании. Это требует слаженной командной работы и экспертизы — финансового директора, главного бухгалтера и налогового менеджера. С крупными компаниями всё понятно — они могут себе позволить нанять всех специалистов, а еще обратиться к услугам консалтинговых компаний. В компаниях сегмента среднего и малого бизнеса все сложнее. Сейчас им нужны универсальные эксперты в области финансов, учетной функции и налогового планирования. Такие специалисты всегда были на вес золота на рынке. Сейчас важно успеть найти кандидата прежде, чем это сделают другие компании.

Налоговые льготы, как их применять.

Для крупного бизнеса сейчас нет программ поддержки от государства, но появились задачи в области получения льготных кредитов, в том числе на сохранение заработной платы сотрудникам и налоговых отсрочек. Коммуникация выстраивается непросто и здесь нужны не только хорошие аналитики, но и вдумчивые переговорщики. Среднему и малому бизнесу сейчас предоставляются программы поддержки, но, чтобы понять, как их получить опять же нужен сильный и целеустремленный налоговый менеджер или главный бухгалтер. Как сказал один из опрошенных, «волшебной палочкой» для него стал главный бухгалтер, который борется за интересы компании, как за свои собственные.

Главное осознать, что времени «раскачиваться» нет, если в направлении применения налоговых льгот не применять активные шаги сейчас в будущем их будет сложнее получить.

Кризис неплатежеспособности.

До марта 2020 года у компаний был ряд проверенных компаний контрагентов, партнеров и клиентов, с которыми они работали в режиме доверия – могли отсрочить платеж, согласиться на рассрочку. В текущее время тотальной неопределенности, в один момент надежный партнер может оказаться банкротом, закрыть бизнес, начать ликвидацию и стать вполне себе неблагонадёжным. Компании нуждаются в новых быстрых и регулярных процедурах риск ассесмента для всех своих контрагентов.

Еще один важный момент, который уместно упомянуть именно в этой категории – желание некоторых партнеров списать платежи, или другие проблемы на карантин. Здесь менеджеры сталкиваются с необходимостью разработать правильную стратегию ведения переговоров, балансировать между необходимыми санкциями, дальнейшими отношениями и разработке новых риск процедур для компаний. 

Не нужно фокусироваться только на налогах, в будущем компании пригодятся сильные юристы.

Сейчас судебных споров не так много, но уже в будущем мы видим потенциальное увеличения судебных исков, в которых компании будут отстаивать свои интересы, оспаривать санкции или налоги. И если компании уже наняли налогового менеджера с юридическим образованием или юристов, которые смогут справиться с такой задачей, то у эти специалисты успеют выстроить модель дальнейших действий. В настоящее время ситуация требует все тех же универсальных экспертов, которые ориентируются в различных направлениях деятельности компании и готовы предложить конкретное оптимальное решение, а не абстрактные советы и рекомендации.

Электронный документооборот и автоматизация бухгалтерского учета.

Последнее время многие компании ставили себе задачи в направлении трансформации и автоматизации. И большинство из наших клиентов успели справиться с этими задачами на 60-80% — это дало им большое преимущество во время пандемии. Но ситуация показала, что пределу совершенства нет и многие важные функции нуждаются в быстрой автоматизации. Например, процесс юридически значимого электронного документооборота, который упрощает коммуникацию не только внутри компании, но и при взаимодействии с налоговыми инспекциями.

В конце своего исследования я хочу сделать вывод, что компании сейчас особенно будут нуждаться в сильных экспертах, которые способны анализировать огромный пласт законопроектов, думать в соответствии со стратегией, планировать и учитывать различные факторы экономической, локальной политической и мировой ситуации. Я рекомендую в текущей ситуации обращать внимание в ходе интервью не только на экспертные знания, но и на компетенции потенциальных кандидатов:

  • Готовность к постоянным изменениям – адаптация и реакция на них.
  • Предпринимательство и коммерческое мышление
  • Преодоление и давление неудач – способность гибко продвигать свою точку зрения.
  • Креативное мышление, способность видеть проблему целиком.

Компетенции всегда поможет оценить опытный HR-менеджер и рекрутер кадрового агентства, необходимо правильно поставить перед ними задачу. Но в заключении хотелось бы добавить, что, если вы раньше задумывались об укреплении собственной команды в направлении налоговой и учетной функции и могли подождать, то сейчас это сделать уже становится объективно необходимо.